Консультация для родителей

                  РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления.
Программа обучения в детском саду предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.
Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к к 4-5 годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.
Для нормального становления речи необходимо чтобы КГМ достигла определенной зрелости, а органы чувств (анализаторы)- слух, зрение, обоняние, осязание - были достаточно развиты.
Особенно речедвигательные и речеслуховые анализаторы.
Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка— состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов - (внимания, памяти, воображения, мышления), а также физическое (соматическое) состояние.
Развитие речи начинается с 3-х месяцев, с периода гуления.
Этот этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется развития понимания речи, т.е формируется импрессивная речь.
К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа)
К году обычно словарь достигает 10-12 слов (баба, киса, му, бэ)
Уже на втором году жизни слова и звукосочетания становятся для него средством общения, т.е формируется экспрессивная речь.
Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. В этот период необходимо развивать пассивный словарь. Постепенно у малыша развивается активный словарь.
К двум годам активный словарь насчитывает 250-300 слов.
В это время начинается процесс формирования фразовой речи.
Активный словарь к 3-м годам достигает 800-1000 слов (к 3-4годам бывает сформирована артикуляционная база всех звуков).
К 5-годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов.
Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение.
При нормальном развитии речи к 4-5 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения.
К 6-ти годам ребенок правильно произносит все звуки, имеет достаточный по объёму активный словарь и практически овладевает грамматическим строем языка.                               

        СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

  •  Отгадай что звучит
    Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
    Солнце или дождик
    Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
  •  разговор шепотом
    Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
  •  посмотрим, кто говорит
    Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
  •  слышим звон и знаем, где он
    Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  •  подскажи словечко
    Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
  •  маленький учитель
    Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры: 
  • Поймай звук
    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
  •  внимательный слушатель
    Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
  •  нужное слово
    По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
  •  зоркий глаз
    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
  •  сложи звук
    Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма;[н][о][с] - нос.
  •  скажи наоборот
    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ

Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.

Последовательность работы над звуком:
  • Знакомство со звуком (выделение его на слух).
  • Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).
  • Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.
  • Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
  • Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.
  • Составление слогов, слов из заданных звуков.

Работа по дифференциации звуков:
  • Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
  • Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).
  • Определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки.
  • Запись слогов, слов на изучаемые звуки.
  • Составление звуковых схем, слогов, слов.

Последовательность работы над буквой:
  • Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).
  • Выделение ее элементов.
  • Прослушивание стихотворения о букве.
  • Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
  • Прорисовывание буквы на листке по образцу.
  • Чтение слогов с изучаемой буквой.


РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
Чем глубже дыхание человека, тем больше энергии получает организм.
Какими же качествами должно обладать фонационное, то есть озвученное дыхание?

1. Во первых, оно должно быть глубоким, то есть осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмы.

Упражнение «Шарик»- для развития диафрагмального дыхания
Шарик надуть — надуть при глубоком вдохе живот /контроль рукой/
Шарик сдувается - выдохнуть протяжно воздух;
Упражнение следует повторять до тех пор, пока ребенок не научится делать глубокий вдох без контроля. Следить, чтобы упражнение выполнялось без напряжения, чтобы не закружилась голова.

2.Следующий этап работы — научить спокойно, ровно дышать, выработать умение направлять воздушную струю.
Варианты дыхания:
    Вдох через рот — выдох через рот
    Вдох через нос — выдох через нос
    Вдох через рот — выдох через нос
    Вдох через нос — выдох через рот.
    Последний вариант лежит в основе речевого дыхания.
3. Далее нужно научить распределять дыхание
Глубокий вдох через нос, на выдохе счет до 10...

4. Работа над силой и продолжительностью выдоха, наращивая фразу постепенно, по одному слову.
Проговаривание слов и предложений можно сопровождать дирижированием.
Предложение произносится на одном выдохе, движения плавные, переходящие одно в другое.

Упражнение «Цветок» - Ребенок нюхает воображаемый цветок, произнося:
АХ!
АХ, ПАХНЕТ!
АХ, КАК ПАХНЕТ!
АХ КАК ПАХНЕТ ЦВЕТОК
АХ КАК ПАХНЕТ ЭТОТ ЦВЕТОК!
АХ, КАК ХОРОШО ПАХНЕТ ЭТОТ ЦВЕТОК!
АХ, КАК ХОРОШО ПАХНЕТ ЭТОТ ДУШИСТЫЙ ЦВЕТОК!
АХ, КАК ХОРОШО ПАХНЕТ ЭТОТ ДУШИСТЫЙ КРАСНЫЙ ЦВЕТОК!

5. Упражнение «Звонок»
Не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длиным нажатием звоним в дверь: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
    -нетерпеливо звоним несколько раз: ЗЗЗЗ ЗЗЗЗ... ЗЗЗЗ...
    -звоним короткими назойливыми звонкам: ЗЗ.. ЗЗ.. ЗЗ ЗЗ З
    В трех разных вариантах этого упражнения меняется тип выдыхания: от плавного и спокойного (1) к выдоху с силой (2),
    а потом рывками (3).
Упражнение «Пчела»
1-й тип выдыхания. Издали к нам приближается пчела: ЖЖЖЖЖ
2-й тип выдыхания. Начинает кружить над головой: ЖЖЖЖ, ЖЖЖ
3-й. Отгоняем пчелу: ЖЖ ЖЖ ЖЖ.
Аналогичные упражнения: Воздушный шарик, насос -ССС,
мотоцикл -РРРР, пульверизатор -ФФФ.

6. При третьем типе выдоха проявляется 3-е важнейшее качество дыхания:оно должно быть частым. Это означает необходимость автоматического частого рефлекторного добора воздуха.
Навык переключения дыхания закрепить на упражнениях с текстом:

Упражнение «Стон»
МММ..
МАМММ, ММЕДУ НАММ
от стона перейду к приказу
МЕДУ НАМММ, МАММ (3-й тип)
МАМ — ММАМММ, ММЕДУ НАМММ! (умоляю)
МЕДУ НАМММ, ММАМММ! (требую).
Игра: «Поем песенки»
ОИ АЫ УИ
ОУ ИО ЫА
ЫУА АИУ...

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Стихотворные упражнения
Представленные стихотворные тексты являются основой упражнений, которые можно использовать для развития движений руки и снятия мышечного напряжения кисти. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.

МЫ ИГРАЕМ НА ГАРМОШКЕ, /координируют движения с речью
ГРОМКО ХЛОПАЕМ В ЛАДОШКИ,
ГОЛОВОЙ СЛЕГКА КАЧАЕМ,
РУКИ КВЕРХУ ПОДНИМАЕМ.

ПОСМОТРИ, МОЯ ЛАДОШКА,
КАК ВЕСЕЛАЯ ГАРМОШКА,
ПАЛЬЧИКИ Я РАЗДВИГАЮ,
А ПОТОМ ОПЯТЬ СДВИГАЮ.

МЫ ПОГРЕЕМ НАШИ РУКИ
ВОТ ТАК, ВОТ ТАК
А ПОТОМ ПОТРЕМ ЛАДОШКИ
ВОТ ТАК, ВОТ ТАК.
И ПОХЛОПАЕМ НЕМНОЖКО
ВОТ ТАК, ВОТ ТАК.
ХОРОШО НАГРЕЕМ РУКИ
ВОТ ТАК, ВОТ ТАК.

1, 2, 3, 4, 5 — /поочередно соединять пальцы подушечками
ВЫШЛИ ПАЛЬЦЫ ПОГУЛЯТЬ
ЭТОТ ПАЛЬЧИК САМЫЙ СИЛЬНЫЙ, /массаж пальцев каждой руки
САМЫЙ ТОЛСТЫЙ И БОЛЬШОЙ. от основания к ногтю, начиная
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ДЛЯ ТОГО, с большого пальца/
ЧТОБ ПОКАЗЫВАТЬ ЕГО.
ЭТОТ ПАЛЬЧИК САМЫЙ ДЛИННЫЙ
И СТОИТ ОН В СЕРЕДИНЕ.
ЭТОТ ПАЛЬЧИК БЕЗЫМЯННЫЙ,
ИЗБАЛОВАННЫЙ ОН САМЫЙ.
А МИЗИНЧИК ХОТЬ И МАЛ,
ОЧЕНЬ ЛОВОК И УДАЛ.
1,2, 3, 4, 5 — ВЫШЛИ ПАЛЬЦЫ ПОГУЛЯТЬ.
ПОГУЛЯЛИ, ПОГУЛЯЛИ /растереть кисти, встряхнуть
И ДОМОЙ ПРИШЛИ ОПЯТЬ.
П\гим-ка: «Строим дом»

ДИНЬ-ДОН, ДИНЬ-ДОН /поочередное соединение всех пальцев с большим
ЗВЕРИ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ
КРАСЯТ СТАНЫ, КРЫШУ, ПОЛ
УБИРАЮТ ВСЁ КРУГОМ

ТУК-ТОК, ТУК-ТОК, /постучать кулаками; ладошка к ладошке,
СКОРО ВЫСТРОИМ ДОМОК соединить пальцы/
ОЙ КАКОЙ КРАСИВЫЙ ДОМ,
НОВОСЕЛЬЕ БУДЕТ В НЁМ!


«Четыре братца»
Идут четыре братца навстречу старшему брату.
  • Здравствуй, большак!
    \соединяют большие пальцы в щепотку/
  • Здорово, Васька-указка, Мишка-серёдка,
    Гришка-сиротка да Крошка-Тимошка!

«В гости»
В гости к пальчику большому
/выставляют вверх большие пальцы/
Приходили прямо к дому
/соединяют под углом кончики пальцев обеих рук/
Указательный и средний,
/соединяют с большим пальцем на обеих руках/
Безымянный и последний,
с ним мизинчик-малышок
/мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак/
Постучался о порог.
/кулачками стучат друг о дружку/
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
/ритмично сжимают пальцы на обеих руках/.

                                                         
                                                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


1
СНЕГ ИДЁТ, СНЕГ ИДЁТ /присед, руки сверху вниз
ДВОРНИК УЛИЦУ МЕТЁТ \наклон вперед, мах руками
МЫ КАТАЕМСЯ НА ЛЫЖАХ
И ВСТАЁМ МЫ НА КОНЬКИ, /имитация катания ...
МЫ КАТАЕМСЯ НА САНКАХ
И ИГРАЕМ ВСЕ В СНЕЖКИ.

2
ПОТЯНИТЕСЬ НА НОСОЧКАХ
СТОЛЬКО РАЗ,
РОВНО СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ПАЛЬЦЕВ
НА РУКЕ У ВАС
1, 2, 3, 4 — топаем ногами
1,2, 3, 4 — хлопаем руками!


3
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК /наклоны головой влево-вправо
Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ ТАК: /в полуприседе 2 наклона тул-ща
ВЛЕВО — ТИК, ВПРАВО — ТАК /стоя- наклоны
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК /наклоны головой


4
ВСЕ КОТЯТА МЫЛИ ЛАПКИ
ВОТ ТАК, ВОТ ТАК
МЫЛИ УШКИ, МЫЛИ БРЮШКИ
ВОТ ТАК, ВОТ ТАК
А ПОТОМ ОНИ УСТАЛИ
СЛАДКО, СЛАДКО ЗАСЫПАЛИ
ВОТ ТАК. ВОТ ТАК.

5
Парами лицом друг к другу, взяться за руки
ноги врозь, правая рука вперед.
Поочерёдно сгибать руки (правая-левая)
Ритмично произносить: Ж-Ж Ж Ж Ж

6
Наш жираф пошёл домой
Вместе с мышкой серенькой
У жирафа рост большой /руки вверх , тянутся вверх
У мышонка маленький /присед, обхватить колени, опустить голову- выдох: Ш-Ш-Ш



 САМОМАССАЖ

Логопедический самомассаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств.
Самомассаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, моторная алалия, ринолалия, заикание, а также нарушение голоса.
Самомассаж — это механическое воздействие, которое изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей артикуляционного аппарата, рук, выполняемое самим ребёнком.
При проведении самомассажа головы, ушей, лица, языка, рук происходит влияние внешних импульсов на кору головного мозга, особенно на первичные и вторичные поля кинестетического анализатора и на премоторную зону двигательной коры.
Самомассаж способствует:
- Нормализации мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, мышц рук;
- Уменьшению проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, рук;
- Снижению патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и.т.п)
- Стимуляции проприоцептивных ощущений;
- Увеличению объема и амплитуды артикуляционных движений, движений кистей и пальцев рук;
- Активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
- Формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции, кистей и пальцев рук.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
Кроме того самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.
Длительность одного сеанса самомассажа может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.

Процедура самомассажа проводится по рекомендуемой схеме:
массаж головы и шеи, мимический мышц лица и ушных раковин, губ, языка. Также необходимо использовать в работе самомассаж предплечья, кистей и пальцев рук.

Самомассаж мышц головы и шеи.
Используются поглаживающие движения ладонями по волосам,
вниз к ушам и через боковые поверхности шеи к плечам или по передней части шеи к яремной ямке. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
Самомассаж мышц лица включает самомассаж в области лба, глаз, подбородка, щёк, губ.
Используются поглаживающие движения, постукивания или похлопывания кончиками пальцев, круговые, растирающие движения.
Для самомассажа губ используются следующие приемы: поглаживания и постукивания зубами, всасывание и пожёвывания
губ попеременно.
Самомассаж мышц языка. Используются следующие приёмы: поглаживание языка губами и покусывание зубами.
Самомассаж боковых краёв языка. Широкий кончик языка упирается в нижние зубы. Спинку языка выгнуть широкой горкой. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Двигать языком вперёд- назад, «катая» боковые края языка по зубам.
Самомассаж ушных раковин. Используются приемы: потереть ушные раковины, потянуть, накрыть ладонями и подержать в таком положении.
Самомассаж рук включает в себя самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук. Используются массажные движения: поглаживание, растирание, вибрацию, лёгкое надавливание, лёгкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков.
Для самомассажа рук можно использовать различные
предметы: грецкий орех, массажный шарик, ребристый карандаш, массажную палочку, мяч-ёжик, резиновые игрушки, массажные колечки, логопедическую щетку , шишки и др.
Для самомассажа кистей и пальцев рук рекомендуем использовать «сухой бассейн». Глубокую миску заполнить промытым горохом
или фасолью. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными,
их движения -координированными.


Комплекс упражнений самомассажа головы, ушных раковин, шеи, лица
«Указочка»
РОТИК МОЙ УМЕЕТ КУШАТЬ
/поглаживание губ от центра к уголкам/
НОС ДЫШАТЬ,
/поглаживание носа от центра щекам/
А УШИ СЛУШАТЬ
/пощипать ушные раковины по краю вверх, затем вниз/
МОГУТ ГЛАЗОНЬКИ МОРГАТЬ
/закрыть глаза, лёгкими движениями погладить веки от переносицы к вискам
РУЧКИ- ВСЁ ХВАТАТЬ, ХВАТАТЬ
/погладить кисти рук/.

  «Засыпалочка»
НА ПОДУШКУ ГОЛОВОЙ -
/погладить голову от макушки вниз к шее/
ГЛАЖУ, ГЛАЖУ ЛОБИК СВОЙ.
/погладить лоб от центра к вискам/
ГЛАЖУ ЩЁЧКИ,
(погладить щёки круговыми движениями/
ГЛАЖУ НОС,
/погладить нос от центра в стороны к щекам/
ГЛАЖУ УШКИ,
/погладить ушные раковины вверх-вниз/
ГЛАЖУ РОТ
/погладить губы от центра к уголкам/
ГЛАЗКИ ЗАКРЫВАЮ,
/закрыть глаза, погладить веки/
БЫСТРО ЗАСЫПАЮ
/погладить лицо сверху вниз/.

Считалка
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ -
(гладить голову от макушки вниз к шее/
НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ:
/погладить лицо сверху вниз/
ЭТО — КОТИК ВЫТРИРОТИК
/указательным и средним пальцами обводим вокруг рта/
ЭТО- НОСИК ХИТРОНОСИК
/подушечками указательных пальцев нажимать и массажировать точки
находящиеся с обеих сторон носа на ноздрях/
ЭТО ЁЖИК — ВОРЧУНИШКА
/подушечками указательных пальцев погладить брови от центра к вискам/
ЭТО -МИШКА-ТОПТЫШКА
/кулачками массажировать щёки круговыми движениями/
ЭТО -ЗАЙКА-ПОБЕГАЙКА
/погладить ушные раковины/.


САМОМАССАЖ КИСТЕЙ РУК

«Ручки греем»
Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Направление движений: вперед-назад.
ОЧЕНЬ ХОЛОДНО ЗИМОЙ, МЁРЗНУТ РУЧКИ — ОЙ,ОЙ,ОЙ!
НАДО РУЧКИ НАМ ПОГРЕТЬ, ПОСИЛЬНЕЕ ПОТЕРЕТЬ.

«Добываем огонь»
Энергичное растирание ладоней друг о друга, чтобы стало горячо.
Можно использовать ребристый карандаш.
МЫ КАК ДРЕВНИЕ ИНДЕЙЦЫ ДОБЫВАЕМ ОГОНЁК:
СИЛЬНО ПАЛОЧКИ ПОКРУТИМ — И ОГОНЬ СЕБЕ ДОБУДЕМ.

«Стряпаем»
Имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо,
или катать массажный шарик.
МЫ ПОСТРЯПАЕМ ВАТРУШКИ, БУДЕМ СИЛЬНО ТЕСТО МЯТЬ.
КОЛОБОЧКОВ НАКАТАЕМ, БУДЕМ МАМЕ ПОМОГАТЬ.

«Колкие иголки»
Катать круглую щётку для волос между ладонями, по тыльной стороне кистей рук
У СОСНЫ, У ПИХТЫ, ЁЛКИ ОЧЕНЬ КОЛКИЕ ИГОЛКИ

«Утюг»
Подушечки четырех пальцев установить у основания пальцев тыльной стороны массируемой руки и пунктирными движениями вперед-назад, смещать кожу примерно на 1 см., постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу (пунктирное движение)
УТЮГОМ РАЗГЛАДИМ СКЛАДКИ, БУДЕТ ВСЁ У НАС В ПОРЯДКЕ.
ПЕРЕГЛАДИМ ВСЕ ШТАНИШКИ ЗАЙЦУ, ЁЖИКУ И МИШКЕ.

«Пила»
РЕБРОМ ЛАДОНИ ИМИТИРОВАТЬ «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение)
ПИЛИ, ПИЛА, ПИЛИ, ПИЛА! ЗИМА ХОЛОДНАЯ ПРИШЛА
НАПИЛИ НАМ ДРОВ СКОРЕЕ. ПЕЧЬ ИСТОПИМ, ВСЕХ СОГРЕЕМ!

«Тесто»
Основанием кисти делать вращательные движения на тыльной стороне ладони в сторону мизинца.
ТЕСТО МЕСИМ, ТЕСТО МЕСИМ, ПИРОГОВ МЫ НАПЕЧЁМ
ИС КАПУСТОЙ, И С ГРИБАМИ. УГОСТИТЬ ВАС ПИРОГАМИ?

«Тёрка»
Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение)
ДРУЖНО МАМЕ ПОМОГАЕМ, ТЁРКУ СВЁКЛОЙ НАТИРАЕМ
ВМЕСТЕ С МАМОЙ ВАРИМ ЩИ, - ТЫ ВКУСНЕЕ ПОИЩИ!

«Ветер»
Ветерок листвой шуршит: ШУ-ШУ-ШУ, ШУ-ШУ-ШУ
(потереть ладонь о ладонь)

В трубах громко он гудит: У-У-У, У-У-У
(похлопать)

Поднимает пыль столбом - БОМ-БОМ-БОМ, БОМ-БОМ
(постучать по ладони массажным мячом)

Дует он везде, кругом - ГОМ-ГОМ-ГОМ, ГОМ-ГОМ-ГОМ
(покатать мяч между ладонями)
Может вызвать бурю он — СТРАХ-СТРАХ, СТРАХ-СТРАХ
(покатать массажный мяч на тыльной стороне кистей рук)
Не удержится и слон - АХ-АХ, АХ-АХ (сжимать мяч).
«Гуси»
Пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю
ГУСИ ТРАВКУ ЩИПАЛИ, ГРОМКО, ВЕСЕЛО КРИЧАЛИ
ГА-ГА-ГА, ГА-ГА-ГА, ОЧЕНЬ ВКУСНАЯ ТРАВА!

«Столяры»
СОСНЫ РУБИМ, РУБИМ
(ребром ладони одной руки выполнять «рубящие» движения по предплечью другой)
ДОСКИ ПИЛИМ, ПИЛИМ
(ребром ладони одной руки «пилить» по предплечью другой)
А ТЕПЕРЬ СТРОГАЕМ
(ладонью одной руки поглаживать предплечье другой)
ГВОЗДИ ЗАБИВАЕМ
(подушечкой указательного пальца постукивать по предплечью)


САМОМАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК
«Точилка»
Сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево вправо каждый пальчик по 2 раза
МЫ ТОЧИЛИ КАРАНДАШ, МЫ ВЕРТЕЛИ КАРАНДАШ
МЫ ТОЧИЛКУ РАСКРУТИЛИ. ОСТРЫЙ КОНЧИК ПОЛУЧИЛИ

«Семья»
Слегка надавливать на верхнюю фалангу, растирать каждый палец по кругу, или катать массажное кольцо
Этот пальчик -дедушка...

Комментариев нет:

Отправить комментарий